В понедельник вечером в Москве
вручили Премию им. Андрея Вознесенского «Парабола». Победители
поделились с «ВМ» воспоминаниями о поэте, ставшем символом
«шестидесятничества».
Премия, получившая
название «Парабола», была учреждена в 2013 году — к 80-му юбилею Андрея
Андреевича. В этот раз в жюри вошли поэт Юрий Кублановский, вдова
Вознесенского Зоя Богуславская, актриса Алла Демидова, актер и режиссер
Олег Табаков, поэт и прозаик Дмитрий Быков, филолог Елена Пастернак и
композитор Алексей Рыбников. Именно они тайным голосованием выбирали
победителей в четырех номинациях.
По уставу премия должна была достаться автору поэтического
произведения, опубликованного за последние три года, автору прозы,
опубликовавшему произведение в последние пять лет, а также постановщику
драматического или музыкального спектакля, кинофильма, телефильма,
представленного публике за последние пять лет. Специальным же призом
должен быть награжден автор произведения, «соотнесенного с творчеством
или биографией Андрея Вознесенского в любом жанре».
В результате финалистами стали поэт Андрей Поляков, актер и режиссер
Владимир Машков, пианистка Екатерина Mечетина и издатель Владимир
Кочетов. Ну а спецнаграды получили режиссеры Александр Митта и
Константин Богомолов.
— Я прочитала, что Богомолов окончил филфак МГУ, — рассказала актриса
Алла Демидова. — Я заметила: у тех, кто учился в МГУ, расширяется угол
зрения. Я очень люблю молодую режиссуру. И пошла на «Карамазовых»
режиссера Богомолова. Редкое ощущение: спектакль длинный, шел до 12
часов ночи, но мне было очень интересно. Три акта, три жанра — хватило
бы на шесть спектаклей: все выдал в одной постановке! Каждый акт — новый
жанр и новая пьеса.
— Когда-то мне подарили книжку Андрея Вознесенского «Ров», —
рассказал «ВМ» уже сам радостный Богомолов. — Перед первым экзаменом в
университет она оказалась у меня в сумке. Я писал сочинение, и книга мне
принесла удачу! На второй экзамен я взял ее уже как талисман. И когда
поступал в аспирантуру, тоже взял, на автомате. Поступал в ГИТИС — и
снова принес с собой. С тех пор я беру ее и на премьеры.
Поделился воспоминаниями о поэте и Александр Митта: — Я с Андреем
задружился, когда нам было по 17 лет. Мы оканчивали школу и рисовали в
архитектурном институте на подготовительных курсах. Через 15 минут после
знакомства он произнес имя Бориса Пастернака… Однажды я шел по метро
«Маяковская», и из вагона выскочил Андрей с газетой в руке: «Меня
напечатали!» — и показал свою первую публикацию. Я впервые увидел, как
слово может лететь и искриться.
— Мне довелось готовить к изданию последние книги Андрея Андреевича:
8-томное собрание сочинений и самый последний его сборник, которого он
не дождался, к сожалению, — рассказал «ВМ» еще один победитель, Владимир
Кочетов. — Книга вышла из печати через несколько дней после смерти
поэта — это «Ямбы и блямбы». Как всегда, хулиганское название, как любил
Андрей Андреевич. Подготовить книгу к изданию всегда определенного рода
работа. Но здесь была работа особая. Вознесенский был очень больным:
мало того что потерял голос, так еще передвигался с большим трудом,
одной рукой не владел, другой владел условно. Его книги, стихи, поэмы
последних лет я записывал, часто приезжая в Переделкино. Вознесенский
диктовал, но что это была за диктовка: шепот и полушепот. Я видел, как
рождались строки:
Я — Аввакум, Патриарх обездоленных, бездомных, без денег, без грез, без Долиной.
Я обогнул, патриот раздолбанный, край, который Бог не курировал.
Я — вакуум.
Я протеже хулиганских фортун… Я — Аввакум.
Я — сентиментальность затабуировал, Обезболивание эвакуировал.
Я Патриарх сегодня уволенных.
Я — архитектор толпы в бейсболках.
Тех, кто собаки, и тех, кто волки.
Я — вакуум, втягивающий их боли, Я - Аввакум.
Часто, когда он диктовал, я пытался его понять. После такой тяжелой
работы, когда я ехал домой, иногда ловил себя на том, что улыбаюсь: так
мне хорошо от мысли, что мы только что общались. Я считаю, что эта
премия — привет мне от Андрея Андреевича Вознесенского!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Зоя Богуславская, вдова А. Вознесенского и один из членов жюри премии его имени:
- Жутко много мы проделали за этот год. Была повешена доска на доме, где жил Андрей.
Проведено много вечеров: в Художественном театре, в «Гоголь-центре», в
ЦДЛ, где вспоминали, в частности, фильм Хуциева «Застава Ильича», в
котором снимался Вознесенский... Да, время никому не дает поблажек. Но
во всем нужна любовь к поэту!