НЕЗАВИСИМАЯ
ПРЕМИЯ
«ПАРАБОЛА»
ПРИУРОЧЕННАЯ К 80-ЛЕТИЮ ПОЭТА

Члены жюри


  

Юрий Кублановский

В 1962 году стихи начинающего поэта прочёл и одобрил Андрей Вознесенский. Первая публикация – в 1970-м году в альманахе «День поэзии». Однако, не вписываясь в официальную советскую литературу, Юрий Кублановский стал членом нонконформистского литературного объединения СМОГ (Смелость, Мысль, Образ, Глубина), созданного молодыми поэтами. Принимал участие в неподцензурном альманахе «Метрополь», публиковался в «самиздате» и за рубежом.
В 1981 году первый сборник его стихов «Избранное» был составлен И. Бродским и напечатан издательством «Ардис» (США).
В эмиграции (1982–1990 годы) работал на радио «Свобода», печатался в журналах «Русская мысль», «Грани», «Континент», «Глагол».
ЮК – автор множества сборников стихов, получивших широкое признание в России и за рубежом: «С последним солнцем», «Оттиск», «Затмение», «Возвращение», «Чужбинное», «Число», «Памяти Петрограда», «Избранное», «Голос из хора», «Заколдованный дом», «Дольше календаря», «В световом году», «На обратном пути», «Перекличка», «Изборник», «Чтение в непогоду: Избранное», «Посвящается Волге» – в центре внимания критики и читателей.
После возвращения в Россию в течение нескольких лет заведовал отделом публицистики, ныне – отделом поэзии в журнале «Новый мир». Выступает как публицист, популяризатор новых поэтических форм, анализируя творчество современных поэтов.
Член-корреспондент Академии российской словесности. Лауреат множества престижных литературных премий.

Зоя Богуславская

Выпускница ГИТИСа, Зоя Богуславская начала как критик, опубликовав две монографии о В.Пановой и Л.Леонове. Затем перешла на прозу. Её перу принадлежат известные романы и повести: «Защита», «Семьсот новыми», «Транзитом», «Близкие», «Окнами на Юг», переведённые на многие языки мира; а так же художественно-документальная книга «Американки плюс», ставшая бестселлером, по которой программой «Браво» в США была снята серия телефильмов. В 1979 году журнал «Театр» опубликовал две пьесы ЗБ «Контакт» и «Обещание», запрещённые после первых показов.
В 1992 году ЗБ создала первую в России Независимую премию поощрения высших достижений литературы и искусства во всех жанрах «Триумф», став её художественным руководителем. Проект приостановил свою деятельность в 2011 году, но юридически сохранил своё существование и поныне.
ЗБ является автором ряда культурных проектов в России и за рубежом. Учредитель первой Ассоциации женщин-писательниц в России, международной Ассоциации женщин-писательниц в Париже.
В 2007 году были опубликованы «Действующие лица: 1990–2000-е…» из цикла «Невымышленные рассказы». В 2009 году вышли в свет книги «Предсказание», двухтомник «1. Невымышленное. 2. Вымышленное», повесть «Веруня и джентльмены», рассказ «Ошибка».
Член исполкома русского ПЕН-центра. Автор книжного проекта «Золотая коллекция «Триумфа». Имя ЗБ вошло во многие литературные и всесоюзные энциклопедии («Великие женщины России» и другие).
В 2011 году ЗБ совместно с Леонидом Богуславским учредила Независимый Благотворительный Фонд имени поэта Андрея Вознесенского, став его Председателем.

Алла Демидова

Окончив в 1964 году Щукинское училище, Алла Демидова начала свою деятельность в театре на Таганке, став его ведущей актрисой. Её роли: Гертруда («Гамлет»), Маша («Три сестры»), Федра («Федра»), Раневская («Вишнёвый сад»), Электра («Электра»), Марина Мнишек («Борис Годунов»), Василиса Милентьевна («Деревянные кони») – вызвали широкий резонанс в критике, отметившей её аристократический дар, широкую амплитуду её таланта. Являлась бессменным участником спектакля «Антимиры» по стихам А.Вознесенского (1965-1980 годы).
В 1993 году создала Театр «А», в котором греческим режиссёром Теодором Терзопулосом для актрисы были поставлены спектакли «Квартет», «Гамлет-урок» и «Медея-Материал». Одна из крупных работ в театре за последнее десятилетие – Донна Анна в спектакле Анатолия Васильева «Дон Жуан или «Каменный гость» и другие стихи».
АД широко известна своими ролями в кино и на телевидении: Ольга Берггольц («Дневные звёзды» реж. И.Таланкин), Мария Спиридонова («Шестое июля» реж. Ю.Карасик), Елизавета Павловна («Зеркало» реж. А.Тарковский), Пашенька («Отец Сергий» реж. И.Таланкин), Аркадина («Чайка» реж. Ю.Карасик), Комиссар («Служили два товарища» реж. Е.Карелов), герцогиня Мальборо («Стакан воды» реж. Ю.Карасик), Анна («Вся королевская рать» реж. Н.Ардашников, А. Гуткович), Алиса Коонен («Смерть Таирова» реж. Б.Бланк), Анна Сергеевна («Настройщик» реж. К.Муратова), Мурзавецкая («Русские деньги» реж. И.Масленников), ведущая фильма «Ожидание императрицы» (реж. С.Костин, В.Водынски, А.Алексеев), ведущая фильма «Кинопробы. Однокурсники» (реж. К.Муратова). В последние годы снялась в фильмах «Вечное возвращение» (реж. К.Муратова), «Яхонты. Убийство» (реж. Р.Хамдамов).
Автор и исполнитель циклов поэтических программ на телевидении, радио, литературно-музыкальной композиции по поэме «Реквием» А. Ахматовой, которую актриса исполняет совместно с ансамблем «Виртуозы Москвы» В. Спивакова. Крупные проекты последних лет: серия «Поэтических мартовских вечеров по четвергам» в Музее частных коллекций (ГМИИ им. Пушкина), программа «Театр поэзии с Аллой Демидовой» на радио «Культура».
Актриса – автор книг: «Вторая реальность», «А скажите, Иннокентий Михайлович», «Тени зазеркалья», «Бегущая строка памяти» (серия «Золотая коллекция «Триумфа»), «Заполняя паузу», «В глубине зеркал», «Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю», «Ахматовские зеркала», «Письма к Тому».

Елена Пастернак

Елена Пастернак продолжает традиции семьи Б.Л.Пастернака, являясь известным филологом, Президентом Международного Фонда им. Б.Л.Пастернака, главным хранителем дома-музея Пастернака в Переделкине.
В 2000 году защитила кандидатскую, в 2011 году – докторскую диссертацию, по теме которой ранее опубликовала монографию.
Автор более пятидесяти научных и публицистических статей, двух книг: «Риторика Лами в истории французской филологии», «Формирование основных направлений французской лингвистической мысли XVIII века». Автор сценария телевизионного документального фильма «Андрей Вознесенский» (Первый канал, 2004). Участвовала в публикации многих произведений А.Вознесенского.
Будучи внучкой Бориса Пастернака, много делает для исследования творчества поэта, в частности, работала над полным собранием его сочинений.
Является доцентом кафедры французского языкознания филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, читает студентам спецкурс «История французской лингвистики».
Известная переводчица.

Алексей Рыбников

Творческая жизнь Алексея Рыбникова тесно связана с кино и драматическим театром. Автор музыки более чем к 100 кино-, теле- и анимационным фильмам, среди которых «Остров сокровищ», «Ералаш», «Приключения Буратино», «Тот самый Мюнхгаузен», «Про Красную Шапочку», «Шла собака по роялю», «Вам и не снилось...», «Через тернии к звёздам», «Звезда», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Андерсен, жизнь без любви», «Отец», «Братья Карамазовы», «1612 (Хроники смутного времени)», «Дело о мёртвых душах», «Поп», «Дом на английской набережной» и другие.
Известность композитору принесла музыка, написанная для рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» (по поэме А. Вознесенского), поставленных в Московском театре имени Ленинского комсомола. Мелодии из «Юноны и Авось» стали народными, а сам спектакль не сходит со сцены уже более 30 лет. Им написана музыка к спектаклям «Коварство и любовь» (Драматический театр им. К. Станиславского), «Прозрачный мальчик» (Театр на Малой Бронной), «Сказка о четырёх близнецах» (Центральный детский театр) и другие.
В 1988 году АР основал театр «Современная опера» с уникальной компьютерной световой системой. Поставил музыкальную драму «Маэстро Массимо», оперу-мистерию «Литургия оглашённых», новая версия которой планируется к постановке в 2013 году. В 2009 году на фестивале Пьера Кардена в Лакосте состоялась премьера новой версии рок-оперы «Юнона и Авось», отличной от постановки в Ленкоме, которая уже на протяжении 4 лет идёт на театральных сценах России и зарубежья.
Композитор создаёт и исполняет инструментальные сочинения, которые развивают традиции современного отечественного и зарубежного симфонизма: концерт-баллада для скрипки с оркестром (1967), Симфония № 1 (1969), «Русская увертюра», Концерт для струнного квартета и оркестра (1971), балет «Вечные танцы любви» (1998), Симфония № 5 «Воскрешение мёртвых» (2005), Симфония № 6 (2008), Concerto Grosso «Северный сфинкс» (2006), Concerto Grosso «Синяя птица», Хоровой концерт (2012) и другие.
Народный артист РФ. Лауреат многих российских премий

ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ

Актер, режиссер

Один из ведущих актеров и режиссеров современного российского театра и кино Олег Меньшиков дебютировал в кино в 1980 году ролью в фильме «Жду и надеюсь». Потом последовал ряд ярких работ в фильмах «Родня» Никиты Михалкова, «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна, великолепное исполнение роли Костика в «Покровских воротах» Михаила Козакова. Обратили на себя внимание роли в фильмах«Капитан Фракасс» (1984), «Володя большой, Володя маленький» (1985), «Мой любимый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987). Роль в последнем принесла актёру Серебряную медаль имени А. П. Довженко.

С 1981 по 1985 годы актер служил в труппе Малого театра и театра Советской армии, где запомнился ролью Ганечки в спектакле «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского. С 1985 по 1989 год он состоял в труппе театра имени Ермоловой, где сыграл заметные роли в спектаклях Валерия Фокина «Спортивные сцены 1981 года» и «Второй год свободы»

Уйдя в свободный полет в конце 80-х годов, Олег Меньшиков обратил на себя внимание ролями: императора в спектакле Петра Фоменко «Калигула»; Сергея Есенина в Лондонском театре «Глобус» («Когда она танцевала», премия Лоренса Оливье) и постановке Комеди Франсэз в Париже; Вацлава Нижинского в спектакле «Нижинский» (1993 год, антреприза «Богис») и др.

В 1990х года Меньшиков сыграл главную роль в фильме Александра Хвана «Дюба-дюба» (1992), одну из главных ролей в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» (фильм получил премию «Оскар»); несколько премий принесла роль в фильме режиссёра Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996).

В 1998 году за работу  в фильме «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова актер был удостоен Государственной премии России.

С 1995 года сочетал роли постановщика и актера в собственной театральной антрепризе «Театральное товарищество 814» в спектаклях «Горе от ума», «Кухня», «Игроки». Сыграл главную роль в постановке Кирилла Серебренникова «Демон».

В 2001 году учредил премию для российских театральных критиков — «Лучший критик сезона» имени А. Кугеля, в жюри которой входят актёры и режиссёры Москвы, Петербурга, Воронежа.

В рамках фестиваля «Черешневый лес» поставил моноспепктакль «1900» и представил свой духовой оркестр (главный дирижер – Денис Виноградов).

С 2012 года является художесвенным руководителем Театра имени Ермоловой

В последние годы появился в нескольких крупных ролях в кино, в том числе в фильме «Легенда № 17» (тренер Анатолий Тарасов», фантастической ленте «Притяжение» (полковник Лебедев), мистических картинах «Гоголь. Начало» и «Гоголь. Страшная месть» (следователь Гуро).

В начале 2018 года открыл собственный канал на YouTube с ежемесячным шоу в формате интервью один-на-один — «ОМ». Собеседниками Олега Меньшикова уже стали актёр Данила Козловский, певица Алла Пугачева и другие.

Много лет был членом жюри премии «Триумф». Народный артист России, лауреат Государственных премий России.


ВАДИМ АБДРАШИТОВ

Кинорежиссер

В 1970 году Вадим Абдрашитов поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И.Ромма, затем Л.И.Кулиджанова). Первая же студенческая работа будущего режиссера, немой шестиминутный документальный этюд «Репортаж с асфальта», удостоилась высокой оценки Ромма.

По приглашению руководителя творческого объединения «Товарищ» Юлия Райзмана, Абдрашитов пришел работать на киностудию «Мосфильм», где познакомился со сценаристом Александром Миндадзе, в творческом тандеме с которым создал 11 фильмов.

Острые нравственные проблемы поднимались режиссером в таких работах, как «Слово для защиты», «Поворот», «Охота на лис», «Остановился поезд», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга», «Армавир», «Пьеса для пассажира», «Время танцора», «Магнитные бури».

Многие из этих фильмов были удостоены многочисленных призов и премий: приз «За лучшую режиссуру» на всесоюзном кинофестивале «Молодость» за фильм «Остановите Потапова!»; премия Ленинского Комсомола за фильм «Слово для защиты»; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за фильм «Остановился поезд»; Золотая медаль Венецианского кинофестиваля за фильм «Плюмбум, или Опасная игра»; Государственная премия СССР, премия Альфреда Бауэра и Премии Экуменического жюри Берлинского кинофестиваля за фильм «Слуга»; Приз Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» 1995 года за фильм «Пьеса для пассажира» и другие.

В 2003 году Вадим Абдрашитов получил приз «Золотой Овен» на кинофестивале «Киношок». В 2004 году был удостоен премии «Ника» («Лучшая режиссерская работа») и премии «Золотой Орел» («Лучшая режиссерская работа») за фильм «Магнитные бури» (2004). Является лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года, обладателем приза «За художественную и гражданскую бескомпромиссность» на кинофестивале «Кинотавр» в 2015 году.

Член Союза Кинематографистов России, почетный член Российской Академии Художеств, действительный член Российской Академии кино, член правления Гильдии кинорежиссеров России. Вадим Абдрашитов преподает во ВГИКе и на ВКСР, руководит творческими мастерскими.

Много лет был членом жюри премии «Триумф». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), Народный артист Российской Федерации (1992), удостоен Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006).


МАРИЯ СТЕПАНОВА

Поэт, прозаик, эссеист

Выпускница Литературного института имени А. М. Горького, один из самых крупных современных русскоязычных поэтов Мария Степанова органично живет в реальном и виртуальном пространстве.

За последние двадцать лет она выпустила больше десяти поэтических сборников, среди которых ««Песни северных южан», «О близнецах», «Тут—свет», «Счастье», «Физиология и малая история», «Проза Ивана Сидорова», «Лирика, голос», «Киреевский», «Spolia», «Стихи и проза в одном томе», «Против лирики»; сборников эссе «Один, не один, не я», «Три статьи по поводу». Стихи переведены на английский, иврит, испанский, итальянский, немецкий, финский, французский и другие языки.

В 2017 году ее книга философской прозы «Памяти памяти» стала по отзывам критиков «главным русскоязычным романом года» и номинантом на премию «Ясная Поляна» 2018 года.

В 2007—2012 годах Мария Стпеанова была главным редактором интернет-издания OpenSpace.ru. С 2012 года — главный редактор проекта Colta.ru.

Мария Степанова также является одним из авторов идеи и текстов проекта «Страсти по Матфею-2000». Она публиковалась в журналах «Знамя», «Новое литературное обозрение», «©оюз Писателей», «Зеркало», «Критическая Масса», альманахах «Вавилон», «Улов», Urbi, сетевом журнале TextOnly.

Лауреат премий журнала «Знамя» (1993, 2011), премии имени Пастернака (2005, номинация «Артист в силе»), премии Андрея Белого (2005), премии Фонда Хуберта Бурды лучшему молодому лирику Восточной Европы (Германия, 2006), премии «Московский счёт» (Специальная премия, 2006; Большая премия, 2009), премии Lerici Pea Mosca (Италия — Россия, 2011), премии Anthologia (2012). Стипендиат Фонда памяти Иосифа Бродского (2010).

В 2013 году книга Марии Степановой «Киреевский» вошла в шорт-лист поэтической премии «Различие».

© Официальный сайт НЕЗАВИСИМОЙ ПРЕМИИ «ПАРАБОЛА»