НЕЗАВИСИМАЯ
ПРЕМИЯ
«ПАРАБОЛА»
ПРИУРОЧЕННАЯ К 80-ЛЕТИЮ ПОЭТА

Лауреаты и Номинанты


Лауреаты премии «Парабола» 2013 года

   
Андрей Гришаев, поэт (1978)

Пишет стихи с восемнадцати лет, своими учителями в литературе считает Николая Заболоцкого, Арсения Тарковского. В 2006 году была опубликована книга «Шмель», отмеченная в критике как свежее явление в поэзии. В откликах на поэзию Андрея Гришаева Леонидом Костюковым на сайте журнала «TextOnly» отмечалось, что стихи поэта преодолевают усталость привычных размеров и ритмов, с совсем неожиданной стороны – раскручивая их до звукового предела, акцентируя и без того ударные места. Вместе с полузабытым мотивом восстанавливается и потерянное время, какое-то жутковатое подлинное детство, с его полномасштабными трагедиями, тревожными мечтами, парализующим страхом. Физически ощутимая свобода автора никогда не переходит в необязательность – Андрей Гришаев верит своей интуиции, а мы охотно верим ему.
Публиковался в журналах: «Новая Юность», «Новый мир», «Знамя», «Новый берег», «Воздух».
Алексей Костанян, филолог, издатель (1959)

Один из крупнейших издателей, знатоков поэзии и прозы в русской словесности. Многие годы сотрудничал с издательством «Вагриус», где опубликовал произведения классиков и современных писателей, в том числе серию «Проза поэта» - А.Пушкин, М.Лермонтов, О.Мандельштам, В.Высоцкий, В.Ерофеева «Мой очень жизненный путь».
После раздела «Вагриуса» возглавил издательство «ПРОЗАиК», где им выпущены: двухтомник А.Чехова, двухтомник Б.Васильева, «Остромов, или Ученик чародея: Пособие по левитации» Д.Быкова и другие.
В потоке современной поэзии выделил творчество Андрея Вознесенского, на протяжении нескольких десятилетий инициируя издание его книг. Уже, будучи в «ПРОЗАиКе», выпустил книгу «Прожилки прозы», вместившую в себя всё написанное Вознесенским в прозе.
Владимир Панков, режиссёр, актёр, музыкант (1975)

После окончания РАТИ (ГИТИС) играл в спектаклях различных театров (1999-2003): Московский Государственный Театр Эстрады, театр «Et Сetera», «Современник». Затем создал музыкальную группу «Пан-квартет», которая со временем переросла в студию, получившую название «SounDrama». Панков и его «SounDrama» по существу открыли новый жанр в отечественной современной театральной культуре. В их спектаклях создается синтетическое действие, в котором органично переплетаются драма, музыка, танец.
Михаил Швыдкой, анализируя спектакль «Город.ОК» (2011), отмечал: «Для Панкова важно, что «здесь и сейчас» способно превратиться во «всегда и везде». Он сочиняет историю человечества, разыгрывая ее на примере двух народов, которые доказывают, что они смешны и величественны вполне одинаково, как бы ни были сильны внешние различия».
Студия «SounDrama» широко гастролирует по России, Европе. А также принимает участие в фестивалях: «Московские дебюты» (Москва, 2003), «Контакт» (Торунь, Польша, 2007), «ДемоЛюди» (Ольштын, Польша, 2007), «Euro-scene» (Германия), «Белая Вежа» (Брест, Беларусь, 2009) и другие.
  Кирилл Серебренников, режиссёр театра и кино (1969)

Один из самых успешных режиссёров, определяющих пространство сегодняшней театральной культуры.
Родился в Ростове-на-Дону, завершая образование на физфаке РГУ, уже ставил свои первые спектакли. Его постановки, получившие известность во многих театрах родного города, были отмечены призами на российских театральных фестивалях.
В Москве начинал со спектаклей: «Пластилин» В.Сигарева (Центр драматургии и режиссуры п/р А.Казанцева и М.Рощина), «Откровенные полароидные снимки» М.Равенхилла (Театр им. А.Пушкина), «Сладкоголосая птица юности» Т.Уильямса («Современник») и другие – они вызвали бурные дискуссии, открывая для зрителя новый пласт драматургии. Впоследствии был приглашен в МХТ им. А.Чехова, где поставил спектакли по произведениям русской классики и современной прозе: «Лес» А.Островского, «Господа Головлёвы» М.Салтыкова-Щедрина, «Человек Подушка» М.Макдонаха и др.
Спектакль, а затем кинофильм «Изображая жертву» (по братьям Пресняковым) подтвердил репутацию Серебренникова как яркой индивидуальности, открывающей молодых актёров, находящей новые стилистические краски в изображении современности.  
Также режиссёр является автором ряда культурных проектов, в том числе фестиваля «Территория».
В 2012 году Кирилл Серебренников был назначен художественным руководителем Московского драматического театра им. Н.Гоголя («Гоголь-Центр»), на сцене которого идут его постановки: «Отморозки» З.Прилепина, «Охота на Снарка» Л.Кэрролла, «Идиоты» Л.Ф.Триера.


Номинанты премии «Парабола» 2013 года, недополучившие несколько голосов для победы

Нина Краснова, поэт, создатель литературного альманаха  (1950)

Является автором регулярного издания – литературного альманаха «Эолова Арфа», где опубликовала новые подборки многих современных поэтов. На страницах альманаха можно встретить имена: Г.Рой, Р.Казаковой, К.Ковальджи, Т.Кузовлевой, Е.Лесина, Л.Осокиной. Альманах отличает многие открытия редких высказываний поэтов и их современников, прослеживается творческий путь не только ныне здравствующих поэтов, но и ушедших. Нина Краснова является одним из самых последовательных пропагандистов современной поэзии.
Перу Нины Красновой принадлежат поэтические сборники: «Разбег» (1979), «Такие красные цветы» (1984), «Потерянное кольцо» (1986), «Плач по рекам» (1989) и др., которые отмечены лиризмом, искренностью, сокровенными впечатлениями автора.
С юных лет почитала поэзию Андрея Вознесенского, считая себя его ученицей. Шестой выпуск альманаха «Эолова Арфа» Нина Краснова издала к 80-летию поэта.
Сергей Лобан, режиссёр (1972)

Один из основателей творческой группы «СВОИ2000» (2000), известной такими фильмами как «Пыль» (2005), «Шапито-шоу» (2011).
Режиссёра Лобана отличает нестандартный творческий подход – в фантастическом фильме «Пыль» задействованы непрофессиональные актёры, манера съёмки напоминает документальную.
Ярким явлением культурной жизни 2011 года стал фильм «Шапито-шоу», завоевавший несколько наград на кинофестивалях и с восторгом принятый прессой: «"Шапито-шоу" – оголтелая самодеятельность, - утверждает корреспондент «Ведомостей» Олег Зинцов, - не скованная никакими условностями и конвенциями киносреды. Праздник непослушания на фоне всеобщего надувания щек».
Вера Полозкова, поэт (1986)

Вера Полозкова – яркое явление в современной культурной жизни. Амплуа поэта не единственное, в котором она успела себя попробовать – как актриса Вера играет в театре «Практика», «Политеатре», а с презентациями и концертами успела исколесить многие города.
Ранний творческий успех – к 27 годам издано уже три книги: «Фотосинтез» (2008), «Непоэмание» (2010), «Осточерчение» (2013) – позволил открыть новые грани её таланта: так в 2012 году вышел дебютный альбом Веры Полозковой «Знак не/равенства» - сочетание поэзии и музыки не в привычном песенном формате, а в стиле, который больше напоминает поэтические чтения.
© Официальный сайт НЕЗАВИСИМОЙ ПРЕМИИ «ПАРАБОЛА»